Читальный зал
Языки Индии (часть 3 - Хинди)
Хинди
Хинди вбирает в себя два понятия:
1). современный литературный язык хинди, который является государственным языком Индии и официальным языком 6 индийских штатов (Хамачал Прадеш, Хариана, Раджастхан, Уттар Прадеш, Мадхья Прадеш, Бихар) и Национальной столичной территории Дели,
2). собирательный термин для родственных языков, число которых по разным оценкам колеблется от 17 до 23 языков.
В обеих ипостасях хинди принадлежит к индоарийской группе индоевропейских языков. На нем говорит 476 млн. человек (1997). На письме применяется шрифт деванагари, который использовал и санскрит. Современный литературный язык хинди начинает складываться в начале 19 в. Становление современной литературы относится ко второй половине века. Литературный хинди сегодня – это язык средств массовой информации, кино, радио, телевидения, государственного делопроизводства, международных соглашений и т.п.
Языки хинди начинают складываться в 10 в. н.э. Каждый из них прошёл свой путь развития. Одни стали литературными, другие остались только разговорными.
На хинди издаются 2004 ежедневных, 7799 еженедельных, 2439 двухнедельных и 2628 ежемесячных газет и журналов. Общее количество публикаций составляет 15647 наименований в год (1997).
Как же при таком обилии языков индийцы понимают друг друга? В этом им помогает наличие связующего языка на уровне всей страны и связующего диалекта (много реже – языка) на уровне штата. В штатах связующим является основной, или нормированный диалект, который и есть официальный язык штата. На нем издаются газеты, его используют радио и особенно телевидение (в Индии все ещё много неграмотных). Именно его преподают в школе, особенно в начальной и неполной средней. Можно полагать, что с этим языком знакомо большинство жителей штата. Он-то и связывает людей, собирающихся на разные массовые мероприятия: ярмарки, народные праздники и фестивали.
На уровне страны есть два связующих языка: английский – для небольшой прослойки хорошо образованных индийцев, численность которых не превышает 2% населения страны (в городах, особенно крупных, этот процент намного выше). Английским в той или иной степени владеют все студенты созданных по европейскому образцу высших учебных заведений, особенно технических, и, разумеется, все их выпускники. По долгу службы или характеру работы английским владеют в достаточной степени все государственные служащие первого и большинство служащих второго класса, бизнесмены и промышленники, связанные своей деятельностью с заграницей, старшие офицеры и генералы Вооруженных Сил, представители некоторых «свободных» профессий: врачи, адвокаты, получившие высшее образование по европейскому образцу, преподаватели высших учебных заведений (особенно крупных городов), ведущие актеры и музыканты, гастролирующие за пределами Индии, спортсмены международного класса и некоторые другие категории индийцев.
По конституции, принятой в 1950 г. (статья 343), английский язык должен был уступить место хинди в функции единственного государственного языка в 1965 г. Однако действительность внесла свои коррективы, и английский язык в качестве дополнительного официального языка был оставлен в Индии на неопределенное время. Позиции его укрепляются. Достаточно сказать, что по количеству периодических изданий английский в несколько раз превосходит все остальные языки Индии, исключая хинди. В год на английском издается 5912 наименований периодических изданий. По числу ежемесячных журналов английский вплотную приблизился к хинди (2381 на английском и 2626 на хинди).
Хинди в его литературной форме, бесспорно, является связующим языком Северной Индии. Его понимают повсеместно, в чем немалая заслуга радио, телевидения и кино, а также системы начального и неполного среднего образования, где хинди является обязательным языком. Знанию хинди способствует и деятельность различных обществ по пропаганде хинди, которые работают не только в Северной Индии. Хинди – язык массового политического митинга (что не исключает использование региональных языков), язык армейского общения и армейских команд и инструкций. Все государственные служащие первого, второго и третьего класса должны сдавать экзамены по этому языку. Им владеют практически все, кто занимается торговлей, работает в сфере обслуживания. В мегаполисах хинди становится основой городского «койне», т.е. разговорного и понимаемого подавляющим большинством населения языка. Особенностью хинди является то, что он по сути дела не является ни региональным, ни домашним (семейным) языком. В регионах и в семьях говорят на уже упомянутых языках хинди, поэтому литературный хинди приходится так или иначе учить всем жителям севера. Образованным слоям общества приходится поэтому брать на вооружение так называемую трехъязычную формулу: родной язык плюс литературный хинди и английский.
В Южной Индии позиции хинди ослабевают, что объясняется не только принадлежностью южных языков у иной лингвистической семье, но в какой-то мере и политическими причинами: противоборством (хотя и не всегда заметным) севера и юга страны, хотя южане с удовольствием смотрят фильмы на языке хинди, да и сами ставят фильмы на этом языке. На юге, где образовательный уровень заметно выше северного, связующими языками, кроме хинди (а его нельзя полностью сбрасывать со счетов) и английского, является тамильский язык. Поэтому вся южная интеллигенция также вынуждена владеть тремя языками: родным плюс хинди и английский.
С каждым годом такая трехъязычная формула становится всё более и более обязательной, хотя на изучение хинди южанам приходится тратить все больше времени, поскольку их языки принадлежат к другой языковой семье.
Индия. Карманная Энциклопедия. «Муравей-Гайд», Москва, 2000 Сост. О.Г. Ульциферов - Языки Индии - стр.226-242Примечания:
1Пракриты (от «пракрита» - производный (от санскрита) или природный – индоарийские языки древности и раннего средневековья. Главные пракриты: шаурасени, магадхи, махараштри (поэтический пракрит). В индологии существует более широкое понимание – название стадии развития индоарийских языков, промежуточной между санскритом и новоиндийскими языками (то есть от 5 век до н.э. до 10 в. н.э.). Так называют и язык пали буддийского тхеравадинского и ардхамагадхи джайнского канонов, а также поздние (8-11 вв.) апабхрамша.
2Брахми – название одной из двух старейших разновидностей индийского слогового письма, зафиксировано в наскальных эдиктах Ашоки. Алфавит включает 31 слоговой знак, 4 знака для гласных и особый знак назализации (анусвара). От брахми ведут происхождение все последующие системы письма в Индии. Якобы данный вид письменности изобрела Брахми, дочь Ришабха, первого проповедника джайнизма.
3бхакти – (букв. «преданность») – название доктрины освобождения через поклонение и преданность богу. Наиболее полное развитие получила в «Бхагавадгите» и веданте. Противопоставляется ведийской доктрине освобождения через деяние (карма-марга) или через знание (джана-марга). Бхакти предполагает взаимную преданность поклоняющегося и избранного им бога и полагает, что можно изменить неумолимый процесс причины и следствия, свойственный карме, через божественное благоволение (прасада). Освобождение (мокша) может быть достигнуто соединенеием души с божественным началом. В Индии с движение Бхакти связываются идеи социального равенства.
4Дэванагари (письмо божественного города) – поздняя форма письменности нагари, восходящая к письму брахми (складывалась в 7-8 вв.); утвердилась как современный алфавит хинди, маратхи и некоторых других языков, а также для публикации санскритских текстов (слоговое письмо, 46 основных знаков).
При полном или частичном использовании материалов статей гиперссылка на источник babylonians.narod.ru обязательна